8 906 251 73 36

Ежедневно с 9:00 до 21:00
по предварительной записи

5 мин. от Петергофа,
дер. Ольгино Ломоносовского р-на
Лен. области

Тайна коней Клодта

загадка коней клодтаЧеловек одомашнил лошадь много веков назад, приспособил ее к своим нуждам, заставил ходить под седлом. И лошади покорно исполняют волю человека – разгоняясь на скачках, выполняя элементы конкура на соревнованиях, таща плуг по борозде. Но лошади слушаются человека не с рождения. Их генетическая программа все так же ясно указывает им развиваться в дикой природе, выстраивать иерархию не только с сородичами, но и с человеком. Особенно это проявляет у породистых лошадей. Сколько раз вы слышали, как опытный наездник пытается обуздать молодого жеребца и нередко бывает повержен морально и физически.

Все знают, что кони на Аничковом мосту третьи по счету, ибо первые две скульптурные группы были подарены прусскому правителю Фридриху Вильгельму и Сицилийскому королю Фердинанду II. Окончательный монумент был помещен на мост спустя 18 лет после начал Петром Клодтом его работы.

Статуи не всегда стояли на Аничковом мосту. Как любое другое произведение искусства во время блокады Ленинграда их снимали и закапывали. Еще один раз их снимали перед важным юбилеем города – трехсотлетием Петербурга.

Но разве это тайна? Тайна совсем в другом.

конь Клодта

Процесс укрощения лошади наглядно изобразил в своей скульптурной композиции Клодт П., известный мастер и знаток лошадиной натуры. Если посмотреть на коней в определенном порядке, то мы видим вполне обычную картину, вписывающуюся в известную формулу «Человек царь природы». Стройный юноша пытается сдержать коня, но тот в страхе и удивлении шарахается. Скульптор очень точно передает эмоции и человека, и животного. Тогда юноша пытается силой укротить его и вызывает гнев и ярость животного. Но на третьей этапе лошадь уже имеет подкову и нечто похожее на попону или седо. Здесь лошадь уже подвластна человеку. На последней скульптуре мы видим, как человек уверенно ведет коня под уздцы.

конь Клодта

Однако если взглянуть на эту композицию с другого конца, получается нечто весьма интересное. Человек вел обузданного объезженного коня, но стихию нельзя обуздать. Человек слышал бурю чувств в душе мустанга, но не обратил внимания, зря. Конь вырвался, человек упал. Эта композиция не что иное, как притча, оставленная русским правителям, будь то цари, председатели ЦК или президенты. Стихию, то есть народ, можно обуздать только на время.  Неслучайно и расположение коней на мосту. Если мост переходить поперек, то механизм укрощения коня получается верный, но люди переходят мосты вдоль, и тогда получается совсем иная картина. Дорога олицетворяет стихию, реку, которая спокойна и тиха, но в определенный момент может вырваться из берегов и уничтожить все на своем пути. Подтверждает эту гипотезу и то, что кони разные, а человек один.

конь Клодта

Эта точка зрения представлена этническим индейцем Америки в короткометражном фильме-новелле «Аничков мост» из цикла «Петербург. Только по любви». В споре с экскурсоводом он склоняет одного из туристов на свою сторону, и тот признает гениальность задумки Клодта.

конь КлодтВпрочем, экскурсовод с определенным скепсисом воспринимает эту мысль. Она уверена в своей правоте и приводит резонный довод, что кони предназначались не для этого места и автор несколько раз менял замысел. Но кто знает, как оно было на самом деле. Спустя десятилетия мы имеем прекрасных коней, украшающих мост, а загадки пусть разгадывает тот, кто всегда в поиске новых смыслов.

Приезжая в Санкт-Петербург, обязательно пройдитесь по Аничкому мосту и попробуйте решить, какая точка зрения верная. А может ваше богатое воображение подскажет вам новую идею.

НУ а если эти статуи разожгут в вашей душе страсть к верховой езде, приезжайте в конно-туристический клуб «Петергоф» для неспешной прогулки по окраинам красивейшего пригорода города на Неве.

Телефон для записи на конную прогулку 8 906 251 73 36

Добавить комментарий