8 906 251 73 36
Ежедневно с 9:00 до 21:00по предварительной записи 5 мин. от Петергофа, дер. Ольгино Ломоносовского р-на Лен. области
Приближается великий праздник для нашей страны и для нашего народа. Живущим сегодня под спокойным синим небом, в мирное время не понять, что такое война. Но мы хотя бы можем приблизиться к пониманию того ужаса, который пришлось пережить нашим предкам, читая книги о войне, просматривая фильмы, читая фронтовые письма и слушая истории доживших до этого времени очевидцев. В преддверии 9 мая мы хотим еще раз обратить внимание наших читателей на то, какую важную роль играли в великой отечественной войне лошади.
Итак, вторая мировая война – это война техники, и коням вроде бы нечего делать на поле боя, где ежесекундно с легкостью можно было нарваться на свинцовую пулю. Но, так или иначе, лошади участвовали в войне, если не как воины, то как помощники, как тяжелая рабочая сила. Там, где не могла пройти даже самая маневренная техника, там, где солдаты нуждались в продовольствии, снарядах, медикаментах, там проходили телеги, запряженные лошадьми, и надежда загоралась в потухших сердцах красноармейцев.
Как мы знаем, в России две беды, так вот пресловутые дороги по весне и по осени превращались в такое месиво, что ни один автомобиль не мог проехать, а вот крепконогие лошадки выручали людей и с завидным упорством переносили все тяготы и лишения армейской службы. Впрочем, немцы тоже вскоре осознали эффективность использования лошадей, и увеличили число лошадей, разумеется, за счет возросшего количества захваченных территорий. Однако, есть по свидетельствам самих же немцев, наши кони и выносливей, и податливей, и если удавалось захватить русских лошадей, немцы ценили их и уважали.
Кстати, наши русские лошадки не чета упитанным холеным немецким сородичам. Наши солдаты не раз захватывали лошадей противника, но те, не выдерживая и недели, падали от усталости прямо в упряжи. Дело в том, что наши лошади привыкли существовать на скудном рационе, и в голодные времена довольствовались соломой с крыш деревенских изб. А вот, привыкшие к полноценному трехразовому сбалансированному питанию, немецкие кони, не имели ни крепких желудков, ни привыкшего к лишениям характера.
Русские не были готовы к войне, об этом все знают. Не хватало в первую очередь техники, а лошадей собирались списать в архив, как анахронизм и неактуальный способ вести бой. Но в 1941 году, оказалось, что списывать конницу преждевременно. Например, выходило, что командиру батальона удобней объезжать своих подчиненных на лошади, а не на положенном мотоцикле. Оказалось, что совершать налеты в тыл противника также эффективней на лошадях. Немцы, уверенные, что если нет дороги, значит, нет прохода, не раз попадались в эту ловушку. Вот цитата одного немецкого генерала.
«Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».
Не только налеты в тылу оказались под силу кавалерии. Дорога на Дрезден в конце войны оказалась в руках дивизии генерала Блинова. Конечно, боевой дух немцев был уже на нуле, но нельзя не отметить смелость и дерзкую наглость солдат, решивших атаковать немцев, вооруженных самой современной техникой, на обыкновенных лошадях. Были случаи, когда конные отряды красноармейцев брали города и села. Так что конница наглядно доказала свою актуальность и необходимость. Партизанские отряды целиком и полностью зависели от лошадей. Ведь скрытность и бесшумность – главное оружие партизан, и передвижение на автомобилях и мотоциклах было невозможным. А на лошадях партизаны тихонечко проникали в любую лазейку, разрушали коварные планы врагов, а затем также тихонечко ускользали. Сколько раненых солдат должны благодарить лошадей за своевременную их доставку в госпиталь? Лошади тянули санитарные фургоны, и у каждого лазарета была своя четырех копытная тягловая сила. Невозможно назвать точную цифру лошадей, участвовавших в войне, но историки сходятся к мнению, что на в великой отечественной войне участвовало не менее 2 миллионов лошадей. Причем около половины животных погибло на местах сражений. Малок кто знает, что погибнуть могло гораздо больше, если бы не ветеринарная служба, созданная для лечения болезней и ранений лошадей и работавшая четко и организованно. Благодаря ветеринарам десятки и сотни лошадей возвращались в строй и с новой силой продолжали работать на нужды фронта. Так что раненых лошадей никогда не бросали на поле боя, на специальном транспорте их вывозили в ближайшее отделение ветеринарной больницы, и там лошадка, окруженная заботой и квалифицированным лечением, отдыхала и поправляла здоровье. Какие же породы лошадей участвовали в войне? Да, многие. И донские, и кабардинские, и ахалтекинцы, и простые кузнецкие, и монгольские. Последним недавно установлен памятник скульптора Баяра Банзрагча. К 9 мая в честь 70-летия победы памятник установят на одной из московских улиц. Монголия помогала фронту лошадьми, причем более полумиллиона лошадок этой породы участвовали в войне. Это крепконогие низкорослые лошади, отличающиеся огромной выносливостью и неприхотливостью. Памятник пока не установили, но у нас уже есть его фотография. Но мы надеемся, что на этом инициатива по созданию памятников не закончится. И нужно отдать должное их подвигу хотя бы посмертно. Пусть люди пронесут через года благодарную память умным и благородным животным, а когда еще, как не сейчас, их чествовать и вспоминать. Ведь на войне лошадям не давали ни медалей, ни званий, ни орденов, у них ведь у большинства даже имен не было. Давайте внесем хоть малую лепту в распространение истории о подвигах лошадей в Великую Отечественную. Поделитесь этой статьей с друзьями, и пусть все знают, что мы помним о значительной роли лошадей на войне и о том, что наша победа эта и их заслуга.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.