8 906 251 73 36

Ежедневно с 9:00 до 21:00
по предварительной записи

5 мин. от Петергофа,
дер. Ольгино Ломоносовского р-на
Лен. области

Слейпнир

Слейпнир – конь Одина, верховного бога скандинавской мифологии. В переводе  «Слейпнир» означает «скользящий». Также встречаются варианты перевода «Шустрый», «быстрый», «стремительный».

Восьминогий конь был рожден от союза Свадильфари и кобылы, в которую обратился Локи, бог хитрости и обмана в скандинавской мифологии. Как-то Один увидел жеребенка на руках Локи, и конь ему так понравился, что Локи подарил его Одину.

Конь считался самым лучшим, быстрым и выносливым. Конь был силен не только физически, но и духовно. На его зубах высечены руны, магические символы, придающую небывалую силу. Восемь ног символизируют восемь духовных качеств. Восемь ног также символизируют восемь направлений ветра, поэтому Слейпнир такой быстрый, как ветер. Нигде Слейпнир не встречал преграды, он одинаково быстро передвигался по воде, воздуху, земле. Ничто не устрашало Слейпнира, это был конь, достойный Бога, поэтому Один и был его владельцем. Только он мог садиться на коня, других седоков Слейпнир не подпускал, только с разрешения Одина.

Как-то Один поехал в страну великанов, чтобы Слейпнир состязался с лошадьми великанов, которых никто не мог обогнать. Но Слейпнир справился с этим испытанием. Он обогнал самого проворного коня великанов.

Про Одина и его коня сочинили загадку  «Кто эти двое с десятью ногами, тремя глазами и одним хвостом?» С ногами все ясно, две у Одина, восемь у коня, хвост только у лошади, а вот почему три глаза? Насчет трех глаз все объясняется довольно просто. Один пожертвовал одним глазом в обмен на мудрость –его главное достоинство.

Однажды он дал Слейпнира своему сыну, чтобы тот отправился в царство мертвых за своим братом. Слейпнир с достоинством выдержал это испытание, девять суток скакал он по бескрайне безжизненной равнине, где не видно ни зги, а затем, не испугавшись мертвецов, он перемахнул через огромные ворота в царство мертвых, и поход завершился удачно.

Путешествие в страну мертвых не просто история. Считалось, что Слейпнир мог перемещаться между мирами. Восемь ног можно трактовать, как ноги четверых человек, несущих гроб. Тогда езда на коне – ни что иное, как путешествие в царство смерти. Кстати, у древних коренных народов Сибири, Бурятии также встречается  образ восьминогого коня, как животного на котором шаман совершает путь в мир мертвых и обратно в мир живых.

Жители Исландии считают, что огромный каньон Асбурги – это след от копыта Слейпнира. Действительно, если посмотреть сверху, каньон напоминает формой след от копыта. Ученые полагают, что каньон образовался вследствие ледникового периода, т.к. река меняла свое русло дважды. Теперь она течет в двух километрах отсюда, а о каньоне ходят вот такие легенды. Исландцы верят, что здесь в скалах обитает скрытый народ.

Британский фольклорист Хильда Дэвидсон нашла индийское стихотворение, в котором также упоминается восьминогий конь. Как выяснилось, это отрывок песни, которую жители пели во время похоронной процессии. Так что образ коня о восьми ног был распространен по всему земному шару.

Современные писатели жанра фэнтези активно используют образ Слейпнира в своих произведениях.

Многие современные гербы используют изображение Слейпнира.

Деревянный рельеф с изображением Одина на Слейпнире украшает здание городской ратуши в Осло, столице Норвегии.

Другие лошади скандинавской мифологии.

Гуллфакси

Гуллфакси Тор подарил своему маленькому сыну Магнии, за то, что тот помог ему сразиться с великаном. Гуллфакси в переводе означает «золотая грива». До сражения Гуллфакси принадлежал Хрунгниру, тому самому великану, с которым и сразился Тор. Великан заявил, что Гуллфакси превосходит коня тора Слейпнира, чем вызвал гнев Тора. На самом деле, Гуллфакси потомок Слейпнира, поэтому силой, ловкостью и выносливостью ему не уступает. Одним из главных преимуществ Гуллфакси являлось то, что он был одинаково быстр на любой поверхности – будь то земля, вода, болото и т.п. Ну и, разумеется, Гуллфакси мог летать по воздуху.

Грани

– конь был подарен Одином Зигфриду, герою скандинавского эпоса «песни о Нибелунгах». Один, в образе старика, встретил Зигфирида, и тот признался ему, что никак не может выбрать себе лошадь. Вместе с героем они загнали табун лошадей. Среди них был статный красивый жеребец серой масти, которого еще никому не удалось обуздать. Один сказал тогда Зигфриду, что коня нужно правильно воспитать, чтобы он стал лучше всех других. Зигфрид дал коню имя Грани. Впоследствии конь Грани– потомок Слейпнира, помогал Зигфриду выбраться из многих передряг. Благодаря Грани Зигфрид победил дракона. Археологические памятники, так называемые камни Зигфрида хранят образ грани, несущего на спине сокровища дракона.

Свадильфари.

Гораздо меньше сведений сохранилось об отце Слейпнира Свадильфари. Однажды безымянный строитель предложил богам укрепить стены их городов обмен на солнце, луну и Богиню Фрейю в придачу, на что те дали согласие, при условии, что в течение трех лет строитель выполнит эту работу в одиночку. Великан согласился, но с оговоркой, что вместе с ним будет работать его конь. Этим конем и был Свадильфари. Он был неистов в работе, вынослив и работал за сотню рабочих. Он ворочал громадные камни и перемещал гигантские скалы. Когда Боги поняли, что строитель, скорее всего, успеет закончить работу, они собрали совет. Ведь никто не и собирался отдавать великану обещанное. Боги позвали Локи и наказали ему сделать все возможное, чтобы строительство не было завершено. Тот смекнул, что основную работу делает Свадильфари, обернулся кобылой и сбил с толку жеребца. Тот разорвал упряжь и бросился за кобылой вслед. От их союза родился Слейпнир. Работа была остановлена, а великана убил Тор, он размозжил его череп священным молотом. Как видно из этой истории, с богами иметь дело невыгодно.

Добавить комментарий