8 906 251 73 36

Ежедневно с 9:00 до 21:00
по предварительной записи

5 мин. от Петергофа,
дер. Ольгино Ломоносовского р-на
Лен. области

Лошадиный транспорт

Лошадиный транспорт

Уже не раз мы говорили своим читателям и гостям клуба КТК Петергоф о роли лошади в хозяйстве и быте дореволюционной России. В этой статье мы вспомним о функции лошадей в качестве перевозчиков. Вдвойне интересней вспоминать об этом в век автомобилей, гироскутеров и сигвеев.
Итак, поездки и перевозки различались по нагрузке и назначению, так что и лошади всегда подбирались с особенной тщательностью.
В городе властвовали извозчики. Профессия извозчик была очень популярной именно в крупных городах, где постоянно требовались разного рода перевозки. Извозчики делились на частников -ванек — это как такси эконом класса и лихачей, и на городских извозчиков.
Поездки на ваньках были относительно дешевы. Ванька это частник, который не имел своей лошади и телеги или повозки, а, как правило, брал их в аренду. Понятно, что лошадь в этом случае выбиралась исходя из финансовых возможностей арендатора и в зависимости от ассортимента конного поголовья арендодателя. Ехать ванька на своей лошаденке мог долго и нудно, телега это вам не роскошное ландо, отсюда и дешевизна поездки. Вообще это был довольно сомнительный способ заработка, поэтому ваньки нередко возврпщались в родную деревню с долгами.
Лихачей прозвали так за резвую езду, которую обеспечивали быстрые лошади, поэтому к выбору коней подходили очень тщательно. Чаще всего это были молодые легконогие рысаки, запрягали которых в красивые комфортные экипажи. Если нужно было подкатить с шиком в ресторан или срочно успеть на поезд, брали лихача.
Голубчики и резвые также разновидность частников, первые прозваны так за мелодичные колокольчики на дугах упряжи, вторые за скорость.
Лихачи часто запрягали в коляску тройки или даже шестерки, отсюда и быстрота езды. Кстати, кто не знает, русская тройка ун кальна, а уникальность ее в том, что она разноаллюрна. Эио значит, что центральная лошадь или коренник бежит рысцой, а две другие галопом или наоборот. Суть в том, что шаг лошадей не совпадает, но именно из-за этого они так лихо бегут. Наконец, многие извозчики служили на городской извозчичьей бирже, имели специальный номер, по которому можно было всегда при надобности найти коляску. Кроме того, извозчики часто помогали полиции в их работе. Лошади у них были обычные, не чета лихачам, но и не старые и заморенные. Считалось, что одна лошадь может увезти двоих взрослых и одного ребенка. А вот в Одессе лошади были самыми несчастными и их рабочий век был недолог, ведь одесские извозчики из жадности брали в повозку по 5-6 человек.
В городе можно было встретить и ломовиков, т.е экипажи с тяжеловозными лошадьми для перевозки серьезных грузов товара или переезда
Для сообщения между селами существовала ямская служба. Ям это остановка, отсюда пошло слово ямщик, т.е человек, которые перевозил. Еще с Х века появилась так называемая ямская повинность. Она заключалась в том, что избранный ямщик на определенной отводимой органами власти территории должен был следить за состоянием дороги в любое время года. С этой непростой задачей ямщикам было справляться нелегко. Только представьте 40-50 верст участок, который весь в ямах, да колдобинах, а осенью все заливает дождями. Зимой, конечно, население помогало в расчистке и уборке снега, ведь селу потерять сообщение с городом чревато последствиями. Ямщику предписывалось перевозить людей, состоящих на государственной службе, почту, посылки и грузы до следующего яма, т.е станции, за что он получал жалованье. В некоторых случаях население заключало с ямщиком договор и само оплачивало его услуги натурой или деньгами. Ямщики часто выполняли функцию проводника, если местность была захолустная, дикая. Профессия ямщика была связана не только с тяжелым трудом, но и риском. Зимой пр перевозке путника или груза часто можно было подвергнуться нападению волков или попасть в буран и замерзнуть насмерть. А отказаться нельзя, что поделаешь — служба! О профессии ямщика можно встретить много упоминаний в произведениях А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Л. Н. Толстого и других русских писателя.
Ямщику предписывалось держать как минимум трех лошадей, а то и больше в зависимости от популярности маршрута. Также давались строжайшие указания по скорости перевозок — летом до 7 верст в час, в межсезонье до 5. При Петре I дорожная ямская служба претерпела некие изменения: особым лицам разрешалось для военных или административных нужд пользоваться лошадьми ямщиков. При этом создали специальную почтовую службу параллельно с дорожной ямской.
Профессия ямщика была на всю жизнь, но Екатерина II провела реформу, в ходе которой ямская повинность исчезла, а ямщиков, теперь уже как почтовых служащих вольнонаемно набирали по всей России.
  • А теперь давайте представим, сколько по времени шло бы письмо, скажем из Санкт-Петербурга до Москвы? Расстояние в 600 километров наше письмо со средней скоростью 6 верст в час преодолело бы за 14 часов. Ну это если мы пакет по службе пересылаем, срочным гонцом курьерским, конечно быстрее, а обычная бытовая переписка шла со скоростью одно письмо в сутки. Понимаете теперь, как много зависело от лошадей и от того, насколько ответственным был ямщик на своем участке дороги? Это вам не беспорядочная бесцельная переписка в вайберри.
    Итак, теперь вы понимаете, насколько была важна эта одна из функций лошади в то время, когда не существовало ни телефона, ни интернета. Но какой бы тяжелой не была работа работа лошадей, всегда находились люди, которые умело заботились о них и по-настоящему ценили и любили. Мы же в конно-туристическом клубе «Петергоф» продолжаем эти славные традиции, правда на сегодняшний день, перевозки на наших лошадках связаны исключительно с прогулками по живописным просторам окрестностей Петергофа. Приезжайте к нам в гости, нам есть, чем вас порадовать и удивить. Запись на конные прогулки по телефону 8 906 251 73 36